В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые. Н.В. Гоголь, “Литературный стиль” Зомби, или, упрощенно говоря, ожившие мертвецы, входят в классический набор самых известных в мире волшебных существ (их соседи по рейтингу — призраки, вампиры и оборотни). Рассказы о покойниках, вставших из своих могил, едва ли не старше мифа о Вселенском потопе. Люди всегда боялись смерти, не понимали ее и инстинктивно старались восполнить свои пробелы “потустороннего знания” различными историями — вымышленными и не очень. ...а он встал и пошел Сразу же следует оговориться, что термин “зомби”, который мы будем употреблять здесь по отношению ко всем ожившим мертвецам, появился сравнительно недавно — примерно 200-300 лет тому назад. Зомби — визитная карточка острова Гаити. Рабы местных колдунов, загадочные сомнамбулы, люди со стертой памятью или, как до сих пор утверждают гаитянцы, — настоящие покойники, вышедшие из могил, — о них мы поговорим чуть позже. Сначала давайте посмотрим, что в этом плане может предложить нам Старый Свет. Происхождение слова “зомби” точно не установлено. Некоторые лингвисты полагают, что оно образовано от конголезского “нзамби ” (живой мертвец). Европейские легенды о “зомби” создали весьма специфический образ, мало чем похожий на тех заторможенных покойников, которых мы привыкли видеть в голливудских фильмах. Средневековый мертвец, сбежавший из своей могилы, представлял собой довольно сумбурное существо. Его описания отличались противоречивостью, в его повадках и облике не было единообразия, ему приписывались совершенно разные свойства — от болезнетворных до вампирических. На Руси эти персонажи назывались по разному, чаще всего — “упыри” и “вурдалаки”; в западной культурной традиции они известны, как revenants — “вернувшиеся”. Более поздний синоним — undead (ближайший русский аналог — “нежить”) был введен в оборот Брэмом Стокером в романе “Дракула” (1897). Никто бы ни за что не поверил, что бездыханные тела способны подниматься из могил и ходить сами по себе, оживленные силами неизвестного свойства, чтобы запугивать и вредить людям, если бы в наше время подобные случаи не были так часты. Вильям Ньюбургский (1190 г.), “Historia rerum Anglicarum”, книга 5, глава 24 Аббат из Бертона в 1090 году описывал историю двух беглых крестьян, внезапно умерших от неизвестной болезни. Спустя несколько часов после своих похорон, ближе к вечеру (аббат особо отмечает то, что солнце еще светило), покойники появились в деревне, неся на плечах свои гробы. Всю ночь они бродили по округе, оглашая ее криками: “Быстрее! Быстрее! Шагай быстрее! Давай!”. Зомби из компьютерной игры «Disciples II». Несколько дней спустя жителей деревни настигла какая-то необычная болезнь. Рассудив, что во всем виноваты ожившие крестьяне, люди провели эксгумацию, отрезали им головы и вырезали сердца. Эпидемия, естественно, прекратилась. Похожую историю рассказал английский историк 12 века Уолтер Мэп. В Херефорде якобы жил один злой человек, который после своей смерти откопался из могилы и принялся ходить по улицам, выкрикивая имена людей. Те, кого он называл, через три дня умирали. Жителям это, мягко говоря, надоело, и они обратились за помощью к епископу Гилберту Фолиоту, который поделился с ними простым и эффективным рецептом: выкопать тело из могилы, отрубить голову лопатой, побрызгать на нее святой водой и прикрутить на место. Следует сказать, что хаотичность описаний фантастических существ характерна для всего европейского средневековья — каждый путешественник и летописец фантазировал в меру своих способностей. Существовали ли реальные случаи оживания мертвецов? Скорее да, чем нет, ведь, например, не так давно было установлено, что вампиризм и ликантропия — реальные генетические болезни, которые вполне могли лечь в основу мифов о кровососах и оборотнях. Можно предположить, что начальной точкой отсчета всех легенд о “вернувшихся” послужили случаи летаргии, когда человек впадал в оцепенение, очень похожее на смерть, и родственники хоронили его -неглубоко, что давало очнувшемуся “покойнику” возможность выбраться наружу и вернуться домой, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа. Как обычно поступали с такими “злыми вурдалаками” их родственники, уже было сказано выше. Во второй половине 19 века христианские миссионеры “открыли” для мира гаитянский культ вуду (vodun, vodou, vodoun, voodoo, sevi loa) — экзотический гибрид католицизма, египетских, греческих, римских религий, а также простейших африканских верований (преимущественно из Бенина). Слово “зомби” впервые прозвучало в Европе. Чуть позже, в 1895 году братьями Люмьер (Франция) был изобретен кинематограф. Так были заложены основы для создания хрестоматийного кинообраза “ожившего мертвеца”, перекочевавшего впоследствии в книги и компьютеры. Слово “вуду” происходит от “воду”, что на языке народа фон (Дагомея, нынешние Бенин и Нигерия) означает “дух, божество”. Зомби повсюду В романе Чингиза Торекуловича Айтматова “И дольше века длится день” описывалась процедура превращения человека в зомби — манкурта. На обритую голову жертвы надевался шири — кусок освежеванной верблюжьей шкуры. Высыхая, шкура стягивала голову, и несчастный испытывал нечеловеческие муки, усиливаемые тем, что растущие волосы не находили выхода и устремлялись под кожу. Пытка длилась несколько суток. Большинство замученных погибали, а тот, кто оставался в живых, превращался в раба-манкурта, совершенно потерявшего память, не знающего своего рода, имени, как собака, преданного своим хозяевам. В тибетских монастырях бон (разновидность добуддийской религии) практикуется ритуал “рланга”, помогающий душе покинуть этот мир. При большом стечении народа тело умершего выносится во двор. Напротив него в позе лотоса садится священник. Царит полнейшая тишина. Через несколько минут труп поднимается (глаза по-прежнему закрыты) и обходит двор три раза по кругу, после чего снова ложится на землю, готовый к погребению. В некоторых областях Африки существует поверье в существо по имени “токолош”. Оно создается колдуном из тела мертвого человека, у которого удаляются язык и глаза. В череп вставляется раскаленный стальной прут, высушивающий его изнутри. После этого в рот покойника засыпается волшебный порошок — и он встает, чтобы служить хозяину (наподобие европейского фамильяра). Ценой за создание токолоша является смерть одного из родственников колдуна в течение года. Библия изобилует примерами воскрешения мертвецов — чаще всего полноценного, с возвращением всех жизненных функций. Однако в некоторых стихах описания возвращения мертвецов весьма похожи на пробуждение от летаргического сна: “И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” (4 Царств, 13:21).
Источник: http://www.mirf.ru/Articles/print748.html |